Мотобуксировщик (мотособака) — возможности и характеристики, выбор производителя

«Не лает, не кусает, по полю катает»… Не ломайте голову над этой странной загадкой.

В ней прячется оригинальная машина, которая предназначена для перевозки людей и грузов по бездорожью.

Ассоциация с собачьей упряжкой появляется из-за причины раздельного размещения транспортного модуля и саней-волокуш. Благодаря этому мотобуксировщик нередко именуют «мотособакой».

Обыкновенная среда эксплуатации этой машины – замерзшие озера и реки, снежные леса и поля. Абсолютное многие хозяева мотособак — охотники, любители рыбной ловли и путешественники.

Неудовлетворительная осведомленность множества жителей города о мотобуксировщиках на фоне их увеличивающейся востребованности требует от нас досконального рассказа об их видах, возможностях и спецификах эксплуатации.

Что собой представляет мотобуксировщик?

Созданный для движения по зимнему бездорожью, мотобуксировщик имеет очень много общего со снегоходом. Значительное отличие – расположение водителя вне платформы с мотором на буксируемых санях. Это не пустой каприз конструкторов, а важное компоновочное решение, уменьшающее вес машины и увеличивающее ее проходимость. Два других положительные качества если сравнивать со снегоходом – конструкционная простота и хорошая стоимость.

Следует особо подчеркнуть компактность и маленький вес этой машины. Ее можно легко расположить в легковом автомобиле с кузовом «универсал».

Прекрасное время года для мотобуксировщика – зима, а совершенное место для поездок – заснеженная поверхность реки или озера. Изначально данные автомобили как раз и были разработаны для поклонников рыбалки подо льдом. Схема эксплуатации мотособаки самая простая: в автомобиле ее везут на берег пруда, выгружают и ездят по льду в поиске хорошего клева. У многих машин бачка с горючим хватает на 30-40 км, благодаря этому на одной заправке можно уйти от места базирования на 15-20 км.

Неплохой мотобуксировщик смело передвигается не только по накатанному, но и по достаточно глубокому снегу. Он может транспортировать грузы по лесу и по пересеченной местности, изобилующей подъемами и спусками.

Летом транспортные возможности данной техники уменьшаются, потому как каменистый грунт быстро убивает резиновую гусеницу. А вот для поездок по болотистым местам, полям и лесным дорогам мотобуксировщики в жаркий период времени применяют наиболее интенсивно.

Хорошие тяговые характеристики и прекрасная мобильность этой машины популярны в приусадебном хозяйстве целый год.

Летом мотособака не отдыхает, а трудится вместе с владельцем

«Анатомия» мотособаки

Тут все необходимо разложить «по косточкам». Любой мотобуксировщик состоит из таких частей:

  1. Мотора.
  2. Несущей рамы.
  3. Подвески.
  4. Трансмиссии.
  5. Гусеницы.
  6. Электрическое оборудование и системы управления.

1. Мотор очень часто одноцилиндровый четырехтактный мощностью от 6 до 15 «лошадок».

Самую большую известность получили 3 вида силовых агрегатов: очень дорогие «Honda», а еще довольно дешевые MTR (китайский аналог бренда из Японии) и Lifan. Разница в цене между ними очень ощутима и может достигать 20 000 рублей. Разница в надежности не очень значительна. Благодаря этому большинство покупателей подбирают технику с китайскими моторами.

Если говорить о тяговых характеристиках, то 6-ти крепкий аппарат – вариант для поездок одного человека на рыбалку или охоту с важным снаряжением (50-70 кг). Мотособака с мотором мощностью более 9 л.с. управится с перевозкой 2-ух человек и доставит на санях-волокушах в необходимую точку два центнера груза.

2. Раме необходимо уделять необходимое внимание, потому как она испытует большие нагрузки при движении по бездорожью. Тонкий металл тут недопускается. Он быстро деформируется, делая машину неподходящей к работе.

Знающие люди говорят, что необходимый минимум толщины листа стали – 3 мм. Относительно надежности профиля из стали каркаса наиболее целесообразно судить по впечатлениям хозяев этой техники.

Рама – база долговечности и надежности

3. Подвеска мотобуксировщика – весомый признак его ходовых возможностей. Есть две конструктивные системы подвески: катковая и склизовая.

Катковая подвеска
Склизовая подвеска – гусеница скользит по внутренней «лыже»

Катковая подвеска при движении по неровной местности уютнее склизовой, но хуже преодолевает глубокий снег (забиваются пустоты между катками). Со своей стороны склизовая система может использоваться только в зимнее время. Ей нужен снег, охлаждающий гусеницу, трущуюся об лыжный полоз – склиз.

Из современных модификаций катковых подвесок необходимо выделить варианты, в которых реализовано не жёсткое, а пружинное опирание катков. Благодаря подобному решению мотобуксировщик мягче двигается по твёрдой поверхности замерзшего пруда и дорогам из грунта.

4. Трансмиссия передает вращение вала мотора на ведущую звездочку гусеницы. Она бывает 2-ух видов: автоматическая редукторная и вариаторная.

Основной плюс автоматизированного сцепки – высокое усилие тяги. К минусам как правило относят очень высокий износ фрикционных дисков и надобность постоянного обслуживания.

Вариатор обеспечивает плавную бесступенчатую передачу крутящего усилия от мотора к гусенице, меньший износ деталей и экономию топлива. Он лучше, но дороже «автомата». Самое слабенькое место вариаторной трансмиссии – приводной ремень. Его приходится часто менять после активного движения на тяжёлых участках.

Знающие люди мотособак говорят, что вариатор оптимален для зимней эксплуатации. Автоматическая трансмиссия и рама с подрессоренными катками – замечательное решение для всесезонной эксплуатации.

5. Конструкции гусениц выделяются по ширине, длине, высоте и шагу грунтозацепов.

В зависимости от ширины есть несколько видов гусениц:

  1. Снегоходные (38 см).
  2. Специально разработанные для мотобуксировщиков (50-55 см).

Снегоходная «бурановская» гусеница не выделяется большой проходимостью. Технику с подобным движителем лучше эксплуатировать на укатанных зимниках или на водоемах. Маленькая ширина гусеницы выполняет машину менее стойкой. Очень часто ее устанавливают на не дорогие модели с автоматической трансмиссией и мощностью мотора не больше 7 л/с. Приобретать мотособаку с не широкой гусеницей можно посоветовать тому, кто ездит один и не перевозит увесистые грузы.

50-ти сантиметровая гусеница – наиболее популярный вариант. Большая ширина и высокие грунтозацепы делают мотобуксир проходимее, устойчивее и маневреннее.

Типовая гусеница (длина 2828 мм, ширина 500 мм, высота грунтозацепов 21 мм)

Для увеличения проходимости мотобуксировщики укомплектовывают иначе говоря агрессивной гусеницей. Она выделяется большей шириной (55 см), особенным «протекторным рисунком» и высотой грунтозацепов (32 мм против 21 мм у типовой).

Опасная гусеница

Для движения по голому льду и плотному снегу разработана разрезная конструкция. Она собой представляет две узкие гусеницы, объединенные железными рейками-грунтозацепами. Тесная специализация этой конструкции создает ее непригодной для движения по глубокому и рыхлому снежному покрову.

Разрезная гусеница

6. Не считая штатной «электрики», обслуживающей мотор, мотособаку при желании могут укомплектовать электростартером (в базисной комплектации имеется ручной пуск) и катушкой освещения.

Про необходимость первого устройства можно дискутировать, потому как ручной пуск мотора у мотобуксировщика работает надежно. А вот про установку катушки освещения дискутировать нет смысла. Она снабжает электротоком фару, без которой ночью вы далеко не поедете.

Но есть один невидимый момент, о котором необходимо знать – сила тока, вырабатываемого катушкой. 3-х амперной будет мало для питания типовой 55 Ваттной лампочки, стоящей в фаре. Благодаря этому идеально, если мотособака будет снабжена катушкой освещения на 7 Ампер. Ее хватит не только для освещения, но еще для питания электроподогрева ручек управления – добавочной полезной опции мотобуксировщика.

Управление двигателем и трансмиссией, подбор направления движения – все в данной машине делается при помощи двуручной стойки, в просторечье именуемой «рогами». Она шарнирно объединена с силовым модулем и напоминает систему управления  мотоблоком.

Свободное пространство на площадке мотособаки не пустует. На нем перевозят грузы и туристическое обмундирование.

Говоря про устройство мотособаки, необходимо сказать пару слов о полезном дополнении — лыжном модуле. Он воплощает машину в подобие легкого снегохода, давая возможность водителю сидеть на грузовой площадке, удобно управляя движением.

Лыжный модуль мотобуксировщика

Пятерка распространенных изготовителей

Востребовательность мотособак сегодня такая, что только ленивый изготовитель не пытается порекомендовать рынку собственный вариант машины. Разобраться в пестром многообразии наименований и моделей сложно. Как обычно полезным ориентиром в данном деле выступают видеоролики, расположенные во всемирной сети и отзывы хозяев.

Поэтому удостаиваются внимание мотобуксировщики компании Бурлак. Конструкционная надежность и отсутствие трудностей с запасными частями радует хозяев данной техники. В 2016 году самую недорогую модель этой фирмы (6.5 л.с.) можно выбрать за 52 000 руб., самую оборудованную (15 л.с.) за 82 600 руб.

Буксировщик Бурлак

Не пользуются меньшим спросом всесезонные машины российской компании Койра (KOiRa). Они оборудованы 2-мя гусеницами и пневмокатками, повышающими проходимость по болотистым участкам. Ценники на них стартуют с метки в 82 000 и кончаются на уровне 135 000 рублей.

Не вызывают упреков у хозяев скоростные мотобуксировщики Чинук российской сборки, смело преодолевающие рыхлый снег и весеннюю распутицу. Ориентировочные расценки на данные автомобили находятся в диапазоне от 74 000 до 105 000 рублей (с лыжным модулем в наборе).

Хорошие отзывы получили мотособаки Пахус (Paxus) за большую проходимость, надежность и возможность ремонта. Приобрести их можно по стоимости от 51 000 до 250 000 руб. в очень богатой и полной комплектации.

Высокие позиции в народном рейтинге занимает мототехника Барс. Наиболее распространенные модели этого изготовителя — Партизан и Следопыт. Они экономны, легки в управлении и обслуживании. Стоимость машин в зависимости от мощности мотора и комплектации находятся в диапазоне от 56 до 120 тыс. руб.

Барс Следопыт

Как выполнить мотособаку собственными руками?

Большое количество любителей самодельных конструкций успели приложить руки к созданию мотобуксировщиков. Дело это не обычное, требующее хороших конструкторских и слесарных способностей.

Самодельную мотособаку, собранную на основе маломощного мотора от бензиновой пилы или мопеда нельзя считать серьезным механизмом. Это быстрее забавная игрушка, а не хороший помощник на охоте или рыбалке.

Важные узлы грядущего буксировщика – мотор, вариатор, цепь, ведущую звездочку, катки и гусеницу лучше приобрести готовыми, сосредоточив важные усилия над производством прочной рамы и хорошим монтажом приобретенных агрегатов.

Рукодельная рама — вид сверху

Сварив по чертежам раму, к ней прикрепляют опоры для гусеницы, валы с катками и ставят гусеницу.

Другой этап – монтаж платформы из толстой фанеры или листа стали и крепление на ней мотора, вариатора и приводной цепи.

Сделать мотособаку собственными руками без заграждения грузовой платформы – значит каждый раз расходовать время на фиксацию поклажи при помощи веревок или упругих строп. Решётку ограждения сваривают из мелкого трубчатого профиля сечением 20х20 мм.

Дальше приходит черед сборки системы управления. Ее основой служит стальная рамка с ручками, шарнирно прикрепленная к раме. К ручкам подводят и прикрепляют тросики газа и тормоза.

Видео по теме:

Инструменты и техника

, , , , ,

Добавить комментарий